2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Аутизм нельзя воспитать — это особенность человека. Он может проявиться раньше или позже.
Просто после двух лет можно диагностировать у ребенка это расстройство. До двух лет поставить диагноз нельзя, так как ребёнок диссоциирован, то есть его основной круг общения — это семья, а в общении с ближним кругом малыш с аутизмом может не испытывать проблем.
Часто на форумах можно прочесть, что аутизм у ребёнка проявился после очередной прививки. На самом деле такой связи нет. Это заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. Если выявить его на ранней стадии, то лечение может иметь заметные результаты. Ребёнок будет социализирован, сможет учиться в школе, получить высшее образование, создаст семью. Лечат таких детей не таблетками, а помогают найти общий язык с другими детьми, научиться жить в обществе.
Чтобы вовремя распознать аутизм у ребёнка, родителям нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Редко, когда такой диагноз может поставить педиатр районной поликлиники во время ежемесячного визита. Эта задача стоит прежде всего перед родителями.
Вот какие признаки точно должны стать поводом для проверки у специалистов:
- Отсутствие любопытства. У «обычного», нейротипичного ребёнка «шило в одном месте». А аутистичный предпочитает проводить время на руках у мамы, а не изучать мир вокруг себя.
- Проблемы с едой. Другие малыши уже едят почти все, а он предпочитает молоко, смеси или грудь. Для мамы большая проблема накормить ребёнка. К примеру, малыш ест только гречку или любит только огурцы. Пищевая избирательность тоже может быть признаком расстройств аутистического спектра.
- Ребёнок не любит, чтобы его трогали, любит, чтобы все игрушки лежали на строго отведенных им местах. Волнуется или плачет, если нарушается привычный распорядок дня.
- Сенсорные депривации. Затыкает ушки, испытывает дискомфорт от звуков. Жалуется, что полотенце колючее, щётка твердая. Или наоборот нечувствительный — ему не важно, под ледяной водой он моет руки или почти под «кипятком».
- Избегание визуального контакта. То есть ребёнок в кругу близких ему людей ведет себя вполне дружелюбно и тепло: обнимает маму, целует, но не смотрит ей в глаза.
- «Неправильные» эмоции. Он чуть больше смеётся, чем другие или, наоборот, молчит, когда нужно сказать.
- Чрезмерное упорство. Может долго сидеть на одном месте и упорно запихивать машинку в какое-то отверстие. Или играет игрушками не по назначению. Не катает ту же машинку по полу, а часами крутит ее колесо. Либо играет только с одной и той же игрушкой.
- Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребёнка вспышку гнева, спровоцировать истерику, агрессию. Он может бить других или даже себя.
- Нарушения речи. Некоторые дети с аутизмом не разговаривают вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. В младенчестве такой ребёнок не гулил, в два года говорит мало слов, в три не научился складывать слова в предложения.
- Проблемы со сверстниками. Ребёнок с аутизмом не умеет играть с другими детьми, он не понимает их эмоций. Предпочитает уединение с игрушками беготне по двору. Либо играет только с одним определенным приятелем.