Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 265 п. 2 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:
«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;
«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;
«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;
«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии»
Методические рекомендации по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика нарушений развития.
Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями психического развития, для которых обучение в соответствии с типовыми образовательными программами является недоступным. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.
Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов психологической диагностики (эксперимент, тест, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.
Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, входящих в состав психолого-медико-педагогических комиссий. В функции комиссии входит комплексное обследование ребенка с особенностями психофизического развития, выявление уровня его познавательного и личностного развития, потенциальных возможностей. В ходе обследования вскрываются причины, обуславливающие трудности в обучении, определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня образованности, интеграции в общество. Непременное условие, которое неукоснительно должно выполняться, – это проведение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с согласия и в присутствии одного из его родителей или законного представителя.
В приложении №1 к настоящим методическим рекомендациям приводится перечень психолого-педагогического диагностического инструментария, как обязательного минимума диагностических методик, используемого в работе психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Перечисленный диагностический инструментарий отвечает принципу комплексного подхода к изучению ребенка и обеспечивает всестороннее обследование особенностей развития основных составляющих психики – личности, интеллекта, деятельности и других более частных ее свойств
Использование данного минимума методик психолого-педагогической диагностики позволяет получить качественные и количественные характеристики объекта исследования, которые находятся во взаимосвязи. Надежность выводов зависит от тщательности и точности произведенных измерений. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, обеспечивающих сочетание количественных и качественных показателей развития. Получение качественно-количественных характеристик различных составляющих психического развития способствует пониманию структуры познавательной деятельности и ведущего фактора, лежащего в основе индивидуальных особенностей.
Предложенные методики психолого-педагогической диагностики хорошо теоретически и психометрически обоснованы. Они прошли проверку по таким критериям, доказывающих их качество и эффективность, как валидность и надежность. При подборе необходимого минимума диагностических методик учитывалась необходимость определения у ребенка в ходе обследования не только актуального уровня развития, но и его потенциальных возможностей.
Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.
Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов. Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.
На результаты обследования также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.
В приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям приводится расширенный перечень диагностических методик, которые условно разделены по таким параметрам как валидность методики, ее применение в рамках определенных возрастных границ и направленность на исследование когнитивной сферы, личности и межличностных отношений. Предусмотрена ссылка на литературный источник, которую следует соотносить со списком литературы, данным в приложении 3.
Предложенный перечень диагностических методик предполагает возможность использования как стандартизированных, так и нестандартизированных методик. Применение стандартизированных методик требует высокого профессионализма и осторожности. Тестовое обследование носит жестко унифицированный характер, что проявляется в стандартном предъявлении инструкции, времени выполнения задания, качестве стимульного материала и др. Параметры стандартов (форма, скорость подачи инструкции, ее содержание) соотнесены с возможностями «нормы». Поэтому ребенок с выявленным нарушением развития попадает в несоответствующую его возможностям ситуацию. В этом случае стандартные характеристики могут изменяться с целью обеспечения адекватных условий особенностям ребенка. Например, для ребенка с нарушением слуха устная вербальная инструкция предъявляется не один раз, а несколько, допустимо увеличение размера картинок для детей с нарушением зрения. В некоторых случаях необходимо дополнительное взаимодействие с ребенком, предоставление перерыва. Сам тест, как правило, фиксирует конечный итог какой-то деятельности, степень сформированности той или иной психической функции и отражает наличный уровень психического развития ребенка, зону его актуального развития. В ситуациях, когда вносятся изменения в стандарт, нельзя индивидуальный результат соотносить с имеющимся в тесте нормативом. Получаемые при этом данные могут использоваться лишь для качественного анализа индивидуальных особенностей.
Таким образом, стандартизированные методики в работе психолого-медико-педагогических комиссий могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли наблюдения, обучающего эксперимента и качественного анализа полученных данных.
Организация проведения психолого-педагогического обследования предусматривает:
формулирование диагностической гипотезы;
составление плана проведения обследования (выбор диагностических методик, определение количества заданий, порядка и формы их предъявления);
определение способов фиксации получаемых данных;
определение методов анализа и обработки полученных результатов;
оформление и представление первичных результатов обследования при необходимости с интерпретацией (в виде текста, таблицы, графика и др.).
В некоторых случаях, когда состояние ребенка не позволяет ему выполнить весь объем заданий, например, при синдроме раннего детского аутизма, тяжелой степени умственной отсталости и др., процедура обследования либо модифицируется, либо основной упор делается на методах наблюдения, анкетирования родителей и сбора анамнестических данных.
Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями психофизического развития. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка, обсуждаются специалистами психолого-медико-педагогических комиссий и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка.
В связи с вышеизложенным рекомендуется оснастить центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации необходимым минимумом диагностического инструментария, в том числе игровым, дидактическим и раздаточным материалом.
В свою очередь центрам коррекционно-развивающего обучения и реабилитации необходимо осуществить меры по систематизации применяемых диагностических методик с учетом их валидности и возрастного показателя применения, регулярно анализировать потребности детей с особенностями психофизического развития, используя результаты проводимой диагностики, с целью преодоления имеющихся у них трудностей в обучении и социализации.
Приложение 1 к Методическим рекомендациям по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий
Обязательный минимум диагностических методик,используемый в работе психолого-медико-педагогических комиссий
1. Таблицы для стандартизированного наблюдения за детьми раннего возраста.
Исследование когнитивной сферы
2. Нейропсихологическая диагностика праксиса и речи
3. Методика измерения готовности к школьному обучению (тест Керна-Йерасека)
4. Методика «Доски Сегена» (Почтовый ящик)
5. Составление пирамиды из колец
6. Составление и выкладывание матрешек
7. Цветные прогрессивные матрицы (тест Дж. Равена)
8. Методика «Классификация предметов»
9. Методика «Классификация объектов по двум признакам (таблица Когана)
10. Методика «Разрезные картинки»
11. Методика «Кубики Кооса»
12. Методика исследования способности формирования искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова)
13. Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву (Занкову)
14. Методика «Установление последовательности событий»
15. Методика «Исключение предмета»
16. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом
17. Методика «Нелепицы»
18. Методика «Парные картинки»
19. Методика «Сравнение понятий»
20. Методика Головиной
21. Методика «Нахождение недостающих деталей»
22. Методика «Аналогии» (простые и сложные)
23. Методика Б. И. Пинского
24. Методика «Выделение существенных признаков»
25. Методика «Понимание временных последовательностей»
26. Методика «Непроизвольное запоминание»
27. Методика «10 слов» Лурия
28. Методика «Образная память»
29. Корректурная проба (тест Бурдона)
30. Таблицы Шульте
31. Методика «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора)
32. Графический диктант
33. ест Бендер
34. Методика Озерецкого
Исследование личности и межличностных отношений
35. Методика Р. Тэмма, М. Дорки, В. Амэн
36. Методика Р. Жиля
37. Методика М. Панфиловой
38. Методика изучения особенностей проявления воли
39. Социометрия
40. «Несуществующее животное»
41. Детский апперцептивный тест (САТ)
42. Тест «Нарисуй человека»
43. Кинестетический рисунок семьи
44. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
45. Тест незаконченных предложений
46. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
47. Шкала явной тревожности (СМАS)
48. Опросник Баса-Дарки
49. Опросник САН
50. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера)
51. Тест школьной тревожности Филипса
52. Опросник ЕPI (Айзенка)
53. Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)
54. Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук)
55. Патохарактериологический диагностический опросник (ПДО)
56. Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду)
57. Шкала депрессии
58. Тест А. Ассингера
59. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
60. Графическая беседа «Мой круг общения»
61. Цветовой тест отношений (по А. М. Эткинд)
62. Методика измерения уровня тревожности Тейлора
63. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня (MMPI)
64. Определение психологического климата класса (А. Н. Лутошкин)